Предлагаем совершить экскурс в прошлое и познакомиться с методическими рекомендациями по организации рабочего места врача от министерства здравоохранения СССР, разработанными аж в 1983 году.
С самых первых страниц пособия нам объясняют почему важно внимательно подойти к организации рабочего пространства медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений:
• Плохая организация рабочего места приводит к нерациональным затратам времени. Установлено, что в течение трехчасового амбулаторного приема участковому врачу-терапевту в среднем четыре раза приходится искать затерявшиеся медицинский документ, бланк, медицинскую карту.
• Постоянный поиск документов создаёт дополнительное психоэмоциональное напряжения в работе врача и медицинской сестры.
• Многие элементы труда врача, во время амбулаторного приема, выполняются в вынужденных, нефизиологических позах, что ведет к быстрому нарастанию утомления различных звеньев опорно-двигательного аппарата.
В значительной степени вынужденность на амбулаторном приеме связана с нерациональной организацией рабочих мест: несовершенным оборудованием, неправильным подбором и размещением мебели, несоответствием ее специфике труда. Совершенствование организации и обслуживания рабочих мест в учреждениях здравоохранения должно быть направлено на создание оптимальных условий, обеспечивающих высокий уровень работоспособности медицинского персонала, более полное использование рабочего времени врача и медицинской сестры.
Единственное, что изменилось в современных реалиях, относительно рекомендаций министерства здравоохранения СССР – это документооборот. За последнее годы, в эпоху цифровых технологий и электронных карт, работа с документами стала проще. Однако, до сих пор бумажные документы и бланки остаются в повседневной жизни некоторых врачей.
Среди общих требования к организации рабочих мест:
• Учитывать тип учреждения и профиль специалиста, место должно быть специализированным;
• Обеспечение каждого рабочего места набором мебели, специальными приборами и оборудованием, средствами оргтехники, стандартными бланками;
• Расположение рабочего стола врача и медицинской сестры в наиболее освещенной части кабинета;
• Наличие пространства вокруг стола, обеспечивающего свободное передвижение врача и медицинской сестры от стола к любому предмету в кабинете;
• Расположение кушетки для обследования пациента таким образом, чтобы правая половина тела пациента находилась со стороны врача. Кушетку необходимо отгородить от входной двери ширмой и вплотную к ней поставить стул для пациента;
• Расположение каждого предмета должно быть продумано, чтобы свести до минимума затраты на передвижения и обеспечить соблюдение эстетических требований в оформлении кабинета;
• Дверь кабинета должна быть доступна обозрению, чтобы врач мог видеть входящего пациента;
• Соблюдение основных санитарно-гигиенических нормативов: достаточной площади, кубатуры, метража на одного работающего, параметров микроклимата, освещенности, шума и т. д.
Спустя практически 40 лет, рекомендации министерства здравоохранения СССР остаются актуальными и являются основой для грамотной организации рабочего пространства.